Совершенствование технологии  

Совершенствование технологии

Предыдущая78798081828384858687888990919293Следующая

Определяющее значение для развития современного транспорта имел быстрый технологический прогресс в 60–70-х годах прошлого столетия, вошедший в историю под именем «транспортная революция». В составе последней была признана в качестве особого явления «контейнерная революция», которая явилась некоей точкой отсчета для дальнейшего ускоренного прогресса всех видов транспорта. Сущность перемен заключалась в том, что многолетние усилия по рационализации и удешевлению технологий транспортных операций наконец увенчались успехом.

Если в перевозках массовых, сырьевых (навалочных, насыпных, наливных) грузов это привело к укрупнению партий товаров («отправок» по транспортной терминологии), то в перевозке генеральных грузов (промышленной продукции, полуфабрикатов и т. д.) это вызвало гораздо более значительные преобразования.

По мере роста промышленного производства в мире удельный вес генеральных, или тарно-штучных грузов, в общем объеме перевозимых товаров увеличивался. С середины XX в. генеральные грузы составляли уже не менее 25% от общего тоннажа всех перевозимых в международной торговле товаров.

Затраты на перевозку, грузовые операции и складирование этих грузов были очень значительны. Методы транспортировки генеральных грузов, упакованных в различные виды тары (ящики, картонки, корзины, мешки и т. д.), с различными по своим размерам конкретными грузовыми местами стали серьезно тормозить развитие торговли, а в конечном итоге и производство, следовательно, и международный бизнес в целом.

Выход был найден в «юнитизации» отправок, в унификации грузовых мест, в сведении их к нескольким стандартным единообразным типам, к тому же максимально удобным для транспортировки, погрузочно-разгрузочных операций и складирования. Все это стало возможным благодаря появлению в промышленности более современного оборудования и использованию новых материалов. Основным новшеством явилось создание контейнера, т. е. стандартной емкости для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Стали применяться также трейлеры, пакеты, поддоны и прочие устройства.

Укрупнение и стандартизация грузовых мест позволили использовать специализированные транспортные средства (например, суда-контейнеровозы на морском транспорте), механизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции.

В результате были облегчены и удешевлены все звенья процесса доставки генеральных грузов от производителя до потребителя. Сократились сроки доставки и улучшилась сохранность грузов, что также благотворно сказалось на конечной цене промышленной продукции. Побочным, но немаловажным следствием явилось то, что во многих случаях стала экономически целесообразной перевозка промышленных грузов на исключительно большие расстояния. Контейнерные перевозки ныне играют существенную роль на магистральных направлениях международной торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией.



Контейнеризация и в целом «юнитизация» создали предпосылки для ускорения прогресса на транспорте: автоматизации многих работ, внедрения системы слежения за продвижением грузовых партий. Поэтому к моменту появления электронной техники стала возможна широкая компьютеризация многих транспортных процессов, а в последнее время и резкое сокращение сопроводительной документации. Это также упростило и удешевило перевозку товаров.

В силу более благоприятного сочетания различных факторов к началу XXI столетия в сфере транспорта лидируют США, ЕС и Япония (к последней по ряду показателей приблизились Китай и Южная Корея).

США являются страной с весьма высоким уровнем развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Для США характерны весьма значительные масштабы товарных и пассажирских перевозок как внутри страны, так и за рубеж.

В целом во внутреннем сообщении США перевозится ежегодно свыше 11 млрд. т, что больше, чем в любой другой стране мира. К этому надо добавить еще 1,5 млрд. т экспортно-импортных грузов, транспортируемых на порты или отгружаемых из портов США на морских судах. Пассажирские перевозки всеми видами транспорта также весьма внушительны, и лидерство США в этой области бесспорно. Успешное развитие транспорта США обеспечивает беспрецедентное расширение внешнеэкономических связей этой страны и развитие собственного гигантского внутреннего рынка. Благодаря этому стал возможным быстрый социально-экономический прогресс страны в целом.

Стабильное развитие транспорта частично объясняется географическим положением, которое постепенно становилось все более благоприятным для этой страны по мере роста мировой морской торговли, в особенности после открытия Панамского канала и интенсификации трансатлантических, а затем и транстихоокеанских грузопотоков. Во второй половине XX в. быстрый рост авиаперевозок пассажиров и срочных грузов между Европой и Северной Америкой также стимулировал экономические связи США. В последние десятилетия все большую роль стали играть воздушные перевозки со странами Азии, в том числе Южной Азии, по транспортным трансполярным трассам транзитом через российское пространство.

Несомненно и благоприятное влияние адекватной общегосударственной политики в сфере транспорта. Последняя сочеталась с энергичной деятельностью крупнейших транснациональных корпораций (ТНК), что позволило реализовать объективные преимущества более общего экономического и геополитического порядка.

Страны Европы (в первую очередь, государства ЕС) в совокупности являются основным участником международной товарной торговли. Примерно 1/4 объема мировых морских перевозок грузов приходится на государства Западной и Центральной Европы. Весьма значителен также объем внутриевропейских перевозок.

Объединительные процессы в Европе сопровождаются поисками новых, наиболее выгодных схем работы на транспорте с максимальной приватизацией собственности. Реформы эти происходят с переменным успехом, однако в целом они продолжаются и свидетельствуют о динамичной транспортной политике в рамках ЕС.

Третья быстро развивающаяся грузообразующая зона мировой торговли включает Японию и еще несколько стран, расположенных на востоке азиатского континента (КНР, Республика Корея и др.). Одна Япония по объему своих морских экспортно-импортных перевозок представляет 10% объема мировой морской торговли. Морской флот, принадлежащий японским судовладельцам, по тоннажу занимает 2-е место в мире. Внутренние перевозки в этой стране по грузообороту соответствуют ведущим странам Западной Европы, а по пассажирообороту намного их превосходят, уступая лишь США.

Морской транспорт

Этот вид транспорта претерпел коренные изменения за истекшее столетие, его роль в мировой экономике и внешней торговле по-прежнему очень велика. Именно морской транспорт во многом обеспечивал и продолжает обеспечивать не только развитие мирохозяйственных связей, но и пространственную экспансию экономической деятельности.

Перемены в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением расстояний перевозок. Появились или резко возросли магистральные грузопотоки между континентами: нефти из Персидского залива на Северную Америку, Западную Европу и Японию, зерна из Мексиканского залива на Европу, угля из Южной Америки и Западной Африки на Европу, а также из Австралии и Южной Азии на Японию и т. д. При всем этом для промышленных товаров Северная Атлантика, маршруты между Европой и странами Индийского океана, между США и Японией были (и остаются) направлениями весьма интенсивных перевозок. В конечном итоге увеличение расстояний перевозки означает, что транспортировка грузов, особенно сырьевых товаров крупными партиями, стала сравнительно более выгодной. Именно поэтому крупнотоннажный флот серьезно потеснил суда среднего размера. Использование же мелкотоннажного флота стало ограничиваться в основном обслуживанием каботажных перевозок, прибрежной торговли.

Высокими темпами растет мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. рег. т в начале XX столетия до 81,6 млн. рег. т в 1950 г., затем до 514,5 млн. рег. т к 2000 г. и до 594,6 млн. рег. т к 2004 г. Особенно быстро флот рос в период «транспортной революции»: всего за 20 лет (в 1960–1980 гг.) тоннаж увеличился в 3,3 раза. Вместе с тем усилилась специализация тоннажа. Уже в первой половине XX в. появились первые специализированные суда — танкеры, а затем и рефрижераторы. В 60-х годах возник флот для перевозки массовых сухогрузов, и в 1980 г. он составил уже около 1/4 всего мирового тоннажа. Сейчас он достигает 36%. Удельный вес танкеров в начале нынешнего столетия сохраняется на уровне 37%.

Показательно увеличение размеров судов по основным профилирующим группам тоннажа. В последние десятилетия как балкеры (суда для перевозки массовых сухогрузов), так и танкеры грузоподъемностью в несколько сотен тысяч тонн стали обычными. Этот процесс быстрого увеличения размеров судов, возникновения крупнотоннажного флота, сухогрузного и наливного, связан с бурным развитием морской торговли массовыми сырьевыми товарами: нефтью, рудой, углями, фосфатами, зерном и т. д.

В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет около 75% мирового торгового флота. Остальные 25% представляет тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу, промышленных) грузов. Динамика флота контейнеровозов также весьма показательна: к 1980 г. их суммарная грузоподъемность достигла 10 млн. т двт, к 2000 — 64 млн. т двт, к 2004 г. — 90 млн. т двт.

Результатом колоссального прогресса морского транспорта явился рост его возможностей по перевозке товаров в мировой торговле. В середине прошлого столетия (1950 г.) объем мировых морских перевозок достиг 525 млн. т, в 1960 г. — 1 млрд. т. Далее он уже исчислялся в миллиардах тонн: в 1970 г. — 2,6 млрд. т; в 1980-м — 3,7 млрд. т; в 1990-м — 4,0 млрд. т, в 2000 г. — более 5,8 млрд. т; к 2004 г. — 6,2 млрд. т.

Совокупный тоннаж судов основных морских стран, включая Россию, отражен в табл. 21.1. Данные по объемам международных морских перевозок приведены в табл. 21.2.

Таблица 21.1

Флот основных морских стран и территорий,
включая Россию (на начало 2004 г.)

Страна Кол-во судов Грузоподъемность, млн т двт
Греция
Япония
Норвегия
Германия
КНР
США
Гонконг (КНР)
Южная Корея
Сингапур
Тайвань
Великобритания
Россия

Таблица 21.2

Международные морские перевозки, (млн. т)

Период Всего в том числе
наливные грузы сухогрузы

Общая грузоподъемность российского морского торгового флота, плавающего под отечественным флагом, составляет 8,3 млн. т двт. Кроме того, российскими судовладельцами контролируются морские суда общим дедвейтом — 8,5 млн. т, зарегистрированные в иностранных реестрах.

В ближайшие годы ожидается оживление российского судоходства на Севере, в западной части Северного морского пути, в связи с началом активной добычи нефти и газа на российском арктическом шельфе. Экспортные поставки из этого региона будут доставляться частично на танкерах ледового класса до Мурманска и там перегружаться на другие танкеры, включая крупнотоннажные, для доставки в порты назначения Западной Европы и Северной Америки.


8770451530576990.html
8770499586219708.html

8770451530576990.html
8770499586219708.html
    PR.RU™